Подросток потратил $46 тыс. на внутриигровые покупки
Привязав карту своего дедушки парень в течении длительного времени приобретал всевозможные внутриигровые бонусы.
W440x0 apple tim cook money 580x418

Некоторое время назад в мире бушевали скандалы вокруг In App Purchase — внутриигровых покупок. Пользователи, чьи малолетние дети несознательно тратили большие суммы, требовали компенсаций через суд и Apple приходилось возмещать потраченные средства. С приходом Touch ID и блокировки каждой покупки паролем, совершать подобные действия стало практически невозможно. Apple открыла в iTunes специальную страничку, на которой родителям рассказывают о внутриигровых покупках и необходимости проводить разъяснительную работу с детьми, а в настройках iOS-девайсов появилось дополнительное ограничение на внутриигровые покупки. Но Apple предусмотрела не все возможные пути траты безумного количества денег несведущих родителей.

На днях стала известна еще одна ситуация — 15-летний подросток из Бельгии потратил 46 тысяч долларов на внутриигровые бонусы в free-to-play (f2p) онлайн-игре Game of War: Fire Age. Игра является асинхронной онлайн-стратегией и неким аналогом Clash of Clans. Изначально мать подростка попросила сына приобрести ей пару книг, которые она будет читать в отпуске и дала ему данные кредитной карты его дедушки. Подросток совершил необходимые покупки, а затем привязал карту к своему iTunes-аккаунту. За пару месяцев парень потратил невероятную по стандартным меркам сумму. В свое оправдание он сказал только одно — он не знал что тратит реальные деньги. Таким образом условно-бесплатные игры вновь встали на повестке дне в Европейском Союзе. При этом, данная ситуация наблюдается не только в экосистеме Apple. В прошлом месяце Федеральная торговая комиссия обязала компанию Google выплатить 19 млн долларов родителям, пострадавшим подобным образом от действий своих детей. 

Выпускающий редактор портала Macster Игнат Бодриков следующим образом прокомментировал данную ситуацию:

Кто все-таки виноват в подобных инцидентах — компания разработчик, в данном случае Machine Zone, Inc, разработавшие Game of War: Fire Age, или же Apple и Google, создавшие несовершенные системы в своих магазинах App Store и Google Play?

Сложно однозначно дать ответ на этот вопрос. Скорей всего в этом виновата вся индустрия — вся цепочка от разработчика до потребителя. Люди младшей возрастной категории редко способны заплатить 3-5 долларов за комплексную игру. Появление на рынке такой прекрасной модели как free-to-play, которая подразумевает бесплатное распространение игры и присутствие в ней внутриигровых покупок, приводит к тому, что люди привыкают и не могут потом потратить 15 долларов на большой тайтл для iPad, хотя на f2p-игры тратят значительно больше. По статистике, успешные f2p-проекты приносят, в среднем, больше 10 долларов с пользователя. Естественно, что не все платят, но те, кто платят, готовы внести и 100$, а и порой 1000$.

Что обычно происходит в подобных случаях — деньги потерпевшим возвращают? На кого ложится обязательство по возврату средств, на Apple и Google или разработчика?

Были случаи, когда деньги возвращали, мотивируя это тем, что была допущена ошибка, ребенок не осознавал что делает, не было механизма защиты. Возвращала деньги непосредственно компания предоставляющая сервис — Apple или Google. В данном конкретном случае весьма низка вероятность получить компенсацию, поскольку речь шла не о детской учетной записи. Это вполне стандартный Apple ID с привязанной кредиткой взрослого человека. Тот, кто ее привязал и совершал покупки, делал это совершенно осознано. Если бы карта была украдена — другое дело. Но в данной истории ребенок в течении нескольких месяцев тратил средства и явно понимал что делает. Как в итоге будет решен вопрос — это на совести компании Apple.

Существует ли реальная возможность избежать подобных инцидентов, которые, к слову говоря, происходят уже не первый раз? Может, какая-то более сложная система проверки и аутентификации?

На самом деле, на примере Apple, система уже усложнена в разы и обладает несколькими этапами защиты. Родитель может создать своему ребенку учетную запись и удаленно разрешать или запрещать покупки, может настроить Touch ID для покупок и привязать только свой отпечаток, может запретить внутриигровые покупки посредством встроенных в iOS «Ограничений». Наиболее удачный метод — предварительный контроль каждой транзакции родителем, как это реализовано в iOS 8 функцией «Попросить Купить».

Каким образом подобных эксцессов можно избежать на уровне своей семьи? Что делать, если Ваш ребенок потратил деньги с кредитки на In App Purchase и как это предотвратить?

Современные дети, в большинстве своем, более технически подкованы нежели родители. Они разбираются в сервисах, устройствах, магазинах приложений и во всех тонкостях, в которых взрослому человеку либо лень, либо некогда разбираться. На уровне семьи важно правильно оценить риски и проконсультироваться со специалистами. Если уж вы решили приобрести ребенку девайс, то установите ограничения, либо контролируйте финансовый поток. К примеру — выдавайте ребенку 1 подарочную iTunes-карту в месяц. Только вникнув в проблему, можно избежать последствий. Если же кто-то потратил деньги с карты, то вся вина за это действие лежит на владельце карты, поскольку правила пользования картой регламентируют подобные вещи.

Конечно, ситуация неоднозначна. С одной стороны, бельгийский подросток действительно мог не знать о том, что тратит реальные деньги. Но если он сумел привязать карту и настроить свой аккаунт, то наверняка у него было понимание что и как он приобретает. Так или иначе — данный вопрос требует серьезной дискуссии и ведения разъяснительной работы с родителями и их детьми. Возможно, благодаря наличию Семейного Доступа в iOS 8 и функцией Попросить Купить, количество таких ситуаций будет существенно снижаться. Но пока данная система монетизации приносит прибыль, разработчики от нее отказываться не будут.

комментировать Комментарии 0

Будьте первыми, кто прокомментирует эту статью!

Ваш комментарий
Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.