W60 01912
Mac для музыканта: сайдчейн в Logic Pro 9
В современной танцевальной музыке этот прием крайне широко распространен.
W440x0 01914

Многие из тех, кто решил писать электронную музыку, наверняка слышали, как более опытные саунд-продюсеры говорят о неком «сайдчейне» (от англ. sidechain). В современной танцевальной музыке этот прием крайне широко распространен. В этом совете я постараюсь максимально кратко и ясно изложить суть приема и рассказать, как можно его реализовать в среде Logic Pro 9.

Для чего нужен сайдчейн и принцип его работы

Как и в любом другом звукорежиссерском приеме, основной, он же единственный, принцип работы сайдчейна заключается в том, что один сигнал влияет на другой (в данном случае посредством компрессора). Чаще всего модулирующим сигналом тут выступает бочка. Сигнал бочки используется для изменения динамических характеристик элементов композиции, которые могут заходить в ее частотный диапазон (подробнее об этом — в нашем предыдущем материале). Таким образом, эффект сайдчейна (чаще в электронной музыке) решает сразу две задачи: помогает устранить частотный конфликт между бочкой и остальными элементами трека, а также создает определенный эстетический эффект, так называемый «кач».  

Для наглядности предлагаю послушать два аудиопримера, где первым будет бочка, бас и синтезатор будут без сайдчейна, а во втором, соответственно, с:

Вариант без сайдчейна

 

Вариант с сайдчейном

 

В первом примере слышно, как бас, проваливаясь под бочку, не перегружает динамический диапазон и не создает клипов (т. е. перегрузов, от англ. clip). Во втором же эта проблема отсутствует, и, кроме того, вы заметили, что бас и затем синтезаторная партия как бы «прыгают», проваливаясь под бочку — это и есть тот самый «кач».

Сайдчейн в Logic Pro 9

В каждом секвенсере сайдчейн реализован по-разному. В Logic Pro 9 задача решается очень просто, буквально в несколько кликов. Сначала нам необходимо поставить компрессор на трек (Audio или Software Instrument — неважно), который будет получать сигнал через сайдчейн.

Создаем второй аудиотрек — Audio 2 (о том, как это сделать, мы уже писали в колонке «Mac для музыканта»). Созданный канал используем как сигнал для сайдчейна на Audio 1. 

Audio 1 Audio 2 Audio 2

Теперь какой бы то ни было сигнал на Audio 1 будет «проваливаться» при каждом ударе бочки. Вот, собственно, и все. Остальное зависит от вашей фантазии. Играйте с ручками и параметрами — находите те значения, которые подходят, на ваш вкус, лучше всего. Для того, чтобы усилить «кач», увеличивайте значение ratio.

Бочка, само сабой, не может звучать на протяжении всей композиции непрерывно. Для того, чтобы равномерно сохранить эффект сайдчейна от начала и до конца нужно создать канал с «немой» бочкой (dead kick):

-  создать аудиоканал;
-  вставить туда сэмпл бочки;
-  сделать его непрерывным, включив функцию loop (выбираем сэмпл и жмем L);
-  вместо Stereo Out на самом канале нужно оставить место пустым. 

Делаем сайдчейн непрерывным Делаем сайдчейн непрерывным

Вариант без сайдчейна

Вариант с сайдчейном

Если у вас есть какие-то вопросы и предложения, автор материала всегда открыт для коммуникаций: sergey.filimonov@macster.ru.

комментировать Комментарии 0

Будьте первыми, кто прокомментирует эту статью!

Ваш комментарий
Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.