W60 01455
Mac для музыканта: Logic — логичный интерфейс
Может сложиться мнение, что разницы между Мac и PC практически нет — так зачем платить больше? Против этого приведу главный аргумент — на PC нет Logic Studio.
W440x0 01457

У тех, кто уже прочитал первую статью из серии «Mac для музыканта», может сложиться мнение, что разницы между Мac и PC практически нет — так зачем платить больше?Против этого приведу главный аргумент — на PC нет Logic Studio.

Для справки: последний Logic, выпущенный для Windows — это пятая версия, которая на данный момент уже, можно смело сказать, морально устарела. Logic 7, Logic 8 и Logic 9 созданы исключительно для Mac — возможности поставить «Лоджик» на PC нет.

Начиная разговор о Logic 9, хочется сразу ответить на достаточно часто задаваемый новичками вопрос: «А есть русская версия Logic?» Ответ — нет. И никогда не будет. Дело в том, что это просто-напросто бессмысленно. Как показывает практика, сделать адекватный перевод любой профессиональной программы так, чтобы интерфейс был удобным для работы, а переведенный жаргон — для общения с коллегами по цеху, невозможен. Раньше были попытки перевести Photoshop на великий и могучий, но ничего толкового из этого также не вышло — английский язык для объяснения большинства моментов, связанных с работой в графическом редакторе, значительно удобнее и универсальнее.

Кроме того, число англоязычных обучающих видеоматериалов по работе со звуком в сотни раз превышает аналогичные на русском языке. Так что если вы вдруг еще не начали учить английский, но работать с Logic и любым другим секвенсором очень сильно хотите — самое время начать. Без английского, увы, никуда. Как говорят французы, «c'est la vie». Впрочем, в данном материале я постараюсь приводить и английское, и русское название описываемого предмета.

Также хочу сразу уточнить, что цель данной статьи — только описание некоторых базовых аспектов интерфейса на основе моего личного опыта. Особенности аранжировки, сведения и мастеринга я буду описывать лишь поверхностно по ходу дела. Охватить все в одной статье, увы, вряд ли возможно.

Собственно интерфейс

«Русский интерфейс — это тонкая настройка никому неизвестных параметров», — точно подметил Артемий Лебедев. Примерно так же выглядит интерфейс любой программы, принцип действия которой вам еще неизвестен — как бы не старались разработчики, но создать суперпрофессиональный пакет инструментов так, чтобы все было понятно с первого взгляда, невозможно. Наша задача в данной статье — прояснить, как работает Logic.

Первое, что всегда появляется при создании нового проекта — это окно аранжировки. Как и в любом другом секвенсере, Arrange Window позволяет иметь доступ практически к любой функции программы и любому элементу создаваемой композиции.

Так, например, крайняя левая секция под названием Inspector дает возможность контролировать громкость трека, выбирать эффекты обработки, назначать инструмент, выбирать микрофонный вход (если их на звуковой карте два) и включать различные режимы автоматизации.

Как видите, Inspector разделен на две части с двумя каналами. Левая часть Inspector отвечает за сам трек, правая — за вспомогательную шину, так или иначе задействованную для «помощи» в обработке или маршрутизации трека. Как видно, мы имеем доступ как к фейдерам (1) (fader, или вертикальный регулятор) обоих каналов, отвечающих за громкость, так и ручке панорамирования (2) вместе с регуляторами выхода на вспомогательные каналы Aux (3).

Нажав вверху на два треугольника, вы увидите дополнительные панели, предназначенные для управления регионом (доступны многие параметры MIDI) и самим треком (имеется в виду дорожка, а не вся композиция — это иногда сбивает людей с толку, поэтому всегда помните, что, когда говорят «трек» относительно работы в секвенсере, имеют в виду дорожку).

MIDI Thru

Quantize — квантизация, или автоматическое выравнивание нот (обычно с целью их выровнять, если они сыграны криво).

Q-Swing — свинг (сдвиг нот для достижения определенного музыкального эффекта задержки одного элемента грува (groove) относительно другого).

Loop — зацикливание MIDI-региона (регион дублируется вплоть до конца композиции)
Transposition — высота ноты (меняется по полутонам).

Delay — задержка проигрывания всего MIDI-региона (производится как в музыкальном измерении времени, так и в обычном — выбрать последний режим можно, нажав правой кнопкой на параметр и щелкнув на «delay in ms».

Velocity — сила нажатия на клавишу (иногда так и произносится — «велосити»).
Dynamics — громкость региона.

Gate Time позволяет включить функцию, которая традиционно присутствует в аналоговых синтезатораx — управление временем удержания ноты. Параметр измеряется не только в процентах, но также может быть установлен в один из двух «экстремальных» режимов: Fix (стаккато) и Legato (собственно легато). В первом случае ноты звучат отрывисто; во втором время проигрывания увеличивается до максимума, поэтому при переходе с одной ноты на другую происходит эффект легато.

Clip Length — дословно «длина клипа»: при активации этой функции воспроизведение клипа определяется его длиной, т. е. Logic прекращает проигрывать клип, даже если последняя нота в нем слишком длинная и выходит за его пределы. Соответственно, если галочка Clip Length не выставлена, клип воспроизводится до последней ноты.

Score — при отсутствии галки на параметре Score, данные MIDI-региона не отображаются в нотном редакторе (Score).

Advanced Quantization — дополнительные параметры квантизации (что такое квантизация — см. пункт 1).

Параметры трека

Icon — иконка дорожки (выбор большой, на любой вкус).

Core Audio — информация об использовании дорожкой драйвера Core Audio.

MIDI Channel — информация о том, какой канал MIDI выбран (эта настройка нужна при гибкой маршрутизации дорожек).

Freeze Mode — выбор режима «заморозки» трека: Source Only (замораживает сигнал в «голом» виде, т. е. до того, как он обрабатывается плагинами) и Pre-Fader (в этом случае трек «фризится» со всеми эффектами).

Flex Mode — статус режима редактирования Flex Time (о нем я еще расскажу в нашей колонке «Mac для музыканта»).

При выборе не аудио-, а инструментального трека последнее меню несколько отличается от выше представленного. В частности, там есть многие параметры окна MIDI Thru, и отсутствует Flex Time.

Транспортная панель самая что ни на есть обычная: на ней находятся кнопки управления воспроизведением, указатель времени, координаты нахождения точки проигрывания, темп, размер, информация о MIDI-сообщениях, а также информация о загрузке процессора и жесткого диска.

Функции транспортной панели

Software monitoring делает слышимым сигнал с различных источников входа, например, микрофона или гитары.

Autoput Input Monitoring фактически повторяет вышеописанное, только режим должен включаться автоматически (но, к сожалению, что эта функция делает конкретно, мне так понять и не удалось).

Pre Fader Metering: все регуляторы в микшере, включенные в режим Pre-fader, при нажатии переходят в противоположное положение — Post-fader (и наоборот).

Low Latency Mode позволяет несколько снизить задержку сигнала, вызванную теми или иными плагинами. Своего рода «Безопасный режим» для Logic.

Set Left Locator by Playhead — пошаговая перестановка локатора лупа влево.

Set Right Locator by Playhead — пошаговая перестановка локатора лупа вправо.

Set Left Locator Numerically — координатная установка левого локатора лупа.

Set Right Locator Numerically — координатная установка правого локатора лупа.

Swap Left and Right Locators — кнопка превращения обычного лупа в, так назовем, «область игнорирования» — когда воспроизведение доходит до левого локатора, оно тут же перескакивает на правый, и оттуда идет дальше.

Move Locators Backwards by Cycle Length — зеркальная перестановка лупа назад.

Move Locators Forward by Cycle Length — зеркальная перестановка лупа вперед.

Cycle — включение или выключение лупа.

Autopunch: кнопка при нажатии становится красной, и в верхней части окна аранжировки активизируется красная область, похожая на область лупа. Нужна она для того, чтобы указать секвенсеру, где конкретно нужно записывать звук из внешнего источника. Весь звук, произведенный голосовыми связками, окружением или инструментом до и после области punch, программой решительно игнорируется.

Set Punch In Locator by Playhead — установка левого локатора панча.

Set Punch Out Locator by Playhead — установка правого локатора панча.

Replace: при активации этой кнопки новая запись из внешних источников будет накладываться поверх старой, тем самым заменяя ее.

Solo — врежиме Solo проигрываются только выбранные регионы.

Sync — предпоследняя кнопка позволяет синхронизировать все внешние устройства, подключенные к секвенсеру.

Click — собственно метроном.

Настроить панель можно, щелкнув на нее правой кнопкой и выбрав «customize...». Из интересных и очень полезных возможностей, которые на первый взгляд абсолютно незаметны, хочется выделить функцию Varispeed.

Существует она для того, чтобы музыканту было комфортно записывать инструменты, если он не может играть в темпе проекта. Допустим, максимальная скорость игры гитариста — 120 BPM, а темп проекта при этом выставлен на почти что экстремальные 140 BPM. «Не стрелять же в гитариста» — подумали в Apple и создали функцию Varispeed. Она позволяет вести запись инструмента на приемлемой для музыканта скорости. После окончания записи получившийся аудио- или MIDI-регион подгоняется под темп проекта.

Переходим к «топовой» части окна аранжировки.

Область с красным выделением представляет собой набор из базовых функций секвенсора:

  • Настройки (Preferences & Settings).

  • Включение режима автоматизации (Automation) и Flex Time.

  • Кнопка так называемого «баунса», или вывода проекта в готовый аудиофайл (аналог этой функции в других секвенсерах — рендеринг (rendering)).

  • Выбор цвета клипа (региона).

  • Заметки — новая возможность, появившаяся в Logic 9. Для больших проектов штука, должно быть, очень удобная, так как практически для всего можно оставить комментарий, например, о пожеланиях заказчика. Лично я применения этому пока не нашел.

Ha последних двух кнопках придется завершить список и рассказать о них подробнее.

В крайнем углу можно увидеть ноту со стрелкой, направленной вниз. Там можно выбрать режимы отображения времени проекта — как в музыкальном, так и в обычном измерении.

Lists — в этой области находится вся информация о маркерах, регионах и общих настроек проекта, вроде темпа и тональности.

Во вкладке Event можно изменять параметры MIDI-регионов в «продвинутом» режиме, т. е. не «тупо» таская клипы туда-сюда в окне Arange Window.

Вкладка Marker дает полный доступ к управлению маркерами Arrange Window. Маркеры служат для того, чтобы выделять участки трека, чаще всего по фазам развития: интро (intro), первый куплет (verse 1), припев (chorus) и так далее. Для создания маркера нужно нажать стрелочку Global Tracks (левый верхний угол), затем Marker, Create... Создастся первый маркер (Marker 1). Если нажать на Create еще раз, появится Marker 2. Не бойтесь — Marker 1 никуда не исчез, просто он находится под Marker 2, поэтому смело берите Marker 2 и перетаскивайте куда нужно. По такому принципу друг на друга накладываются все маркеры. Цвет можно поменять, нажав на маркер и применив сочетание клавиш Option + C.

У всех эти названия разные, так что пишите, как вам удобно. Лично я, признаться, маркерами пользуюсь нечасто, потому что в ходе работы структура трека может меняться достаточно сильно, иногда кардинально. Порой и вовсе заново приходится начинать!

Вкладка Tempo, как вы уже догадались, отвечает за темп трека на определенных участках. Впрочем, в электронной танцевальной музыке обычно баловаться подобными приемчиками не принято, но... Кто знает. Люди придумывают постоянно что-то запредельно новое в плане продакшена, так что меня не удивит, если скоро станет модным ставить на мастер flanger.

Во вкладке Signature отображаются все параметры размера и тональности проекта по времени.

На этом снимке можно увидеть все вышеперечисленные возможности Logic, только уже непосредственно в окне аранжировки. Как видно, Tempo настраивается точно так же, как автоматизация трека (о ней мы поговорим ниже), разве что нельзя сделать плавный переход от одной точки к другой.

Media — если бы имело смысл оценить, что в работе с Logic важнее — List или Media — я бы ответил не задумываясь: Media. Именно в этой секции происходят основные операции с добавлением файлов (Browser), управлением загруженными клипами (Bin), выбор лупов (Loops) и поиск в библиотеке пресетов Logic (Library). Остановимся немного подробнее на каждой из вкладок.

Bin, или, дословно, «корзина», это то место, где хранятся все когда-либо добавленные в проект файлы. Клип можно удалить из окна аранжировки, но он остается в проекте. Удалить его совсем можно лишь здесь.

Во вкладке Loops можно выбрать нужный вам луп из библиотеки Logic (в целом около 40 ГБ). Для простоты навигации все лупы находятся в определенной категории, поэтому поиск по такой матричной системе не вызывает трудностей.

Наверняка кто-то уже заметил, что иконки слева от лупов разного цвета. Зеленый означает, что при переносе лупа в проект его тональность будет соответствовать тональности проекта, которая указывается в уже известном нам окне Signature. С синими ничего подобного не происходит.

Также помните, что все лупы полностью «очищены» по правам, поэтому их можно смело использовать, например, в рекламе.

Library — это собственная библиотека канальных пресетов (channel strip), или заготовленных настроек как для самого инструмента, так и для всего канала (эквалайзеры, эффекты обработки и пр.).

Для тех, кто еще не знает, как настраивать инструменты и обрабатывать их на канале так, чтобы они хорошо звучали в миксе, на первых порах можно активно пользоваться библиотекой Logic. Профессионалы уже подготовили для нас уйму всевозможных настроек баса, пианино, гитар и многого другого.

Браузер — он и есть браузер.

Mixer, Sample Editor, Piano Roll, Score, Hyper Editor


Микшер, аудиоредактор, так называемый «редактор отпечатков клавиатур», нотный редактор, редактор для ударных — все это требует отдельного разговора, который имеет смысл вынести в отдельную статью. Там же мы поговорим и об особо важной теме — автоматизации параметров. Материал не заставит себя ждать, поэтому следите за лентой Macster и продолжайте самостоятельно изучать Logic, заглядывая наш портал лишь за советом.

P.S. Те, кто владеет английским, также всегда могут использовать официальную инструкцию к программе, находящуюся на сайте Apple:

http://documentation.apple.com/en/logicpro/usermanual/index.html#chapter=17%26section=53

комментировать Комментарии 0

Будьте первыми, кто прокомментирует эту статью!

Ваш комментарий
Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.