Натали Просветова: чудеса айфонографии
Как стать фотографом, используя лишь свой iPhone, зачем смартфону штатив и как залезть по уши в снег и не сломать телефон? В гостях у Macster актриса театра и кино и профессиональный айфонограф со стажем Натали Просветова, которая расскажет об увлекательном мире мобилографии и том, как все начиналось.
W440x0

Вы когда-нибудь слышали о таком ответвлении искусства, как мобилография? До этого интервью я, честно признаться, тоже никогда не слышал об этом. Однажды, вооружившись первым «iPhon’ом», Натали начала снимать мир вокруг себя, постигая глубины фотоискусства. Сегодня она – мастер своего дела, который активно несет новый вид искусства в массы вот уже несколько лет. Работы Натали выставляются на международных выставках и принадлежат нескольким галереям и частным коллекциям. Однако, творческий выход ее арт-работы нашли не только в привычном печатном формате. Это и текстиль (ткани, футболки, сумки), а так же дизайнерская печать на интерьерных элементах мебели (деревянная, металическая, стеклянная поверхности). Одним словом, для нее мобилография – это несколько больше, чем просто увлечение. Это часть ее жизни, потому-то, наверное, она может говорить об этом часами:

– Натали, вопрос с места в карьер – почему именно iPhone? Почему Вам больше по душе продукция компании Apple?

– Сразу начну с ремарки, что для меня это не культивирование бренда. А в тот момент, когда появился первый iPhone, он был мне совершенно безразличен, да и в использовании смартфон оказался неудобным. Поэтому я просто положила его на полку и продолжала пользоваться другими телефонами. Но, однажды, ему все же суждено было начать новую жизнь. После кризиса 2008 года наступил момент, когда вместе с образовавшимся свободным временем появилось острое желание все же как-то реализовывать свои творческие порывы, визуализируя свои мысли. Так, у меня появилась идея заняться фотографией, и попробовать себя по другую сторону камеры. Не имея необходимой техники, даже самой простой, я не представляла как и с чего начать. Тут-то я и вспомнила, что на дальней полке лежит iPhone у которого тоже есть камера. Не Бог весть какая, но это уже что-то! Итак, я отряхнула его от пыли и все началось. 

В самом начале я фотографировала буквально все подряд: предметы, явления, городские и природные пейзажи, архитектуру, трещины на стенах и на асфальте. Я постигала основы гармонии цвета и формы, и, наконец, людей. Вскоре я дошла до того момента, когда результатом творчества должна стать колоборативная работа, основывающаяся на диалоге и это оказалось большой проблемой и препятствием. Мне было невероятно сложно донести до человека (модели) основную идею и поставить задачу. Поэтому сначала я довольствовалась съемками случайных прохожих, познавая основы увлекательной и честной живой стрит фотографии. Так появилась моя первая фото-книга «Игра в прятки» (Hide and Seek). Она существует как на английском, так и на русском языке. В конце концов я пришла к портретной и жанровой съемке. Ставя себе новые цели и задачи, я постепенно развивала свои знания и навыки. В какой-то момент поняла, что это занятие стало для меня чем-то большим, чем просто хобби. Буквально, я стала засыпать и просыпаться с телефоном в руках. И вот уже на протяжении 5 лет я занимаюсь своим любимым делом – айфонографией.

Айфонография (англ. iPhoneography) — это ветвь мобилографии, которая предусматривает вывод на первый план функций фотокамеры в тех приборах, где сначала эта функция была заявлена как дополнительная. Появилась, как можно понять из названия, вместе с появлением Apple iPhone в 2007 году. В более узком смысле, айфонография — это современное демократичное течение в фотоискусстве, дающее потрясающую возможность выразить свой взгляд на мир и отобразить его в полном соответствии с вашим внутренним видением, высказывая свои мысли и эмоции художественным языком, где в качестве инструмента используются электронные приборы со встроенной цифрофой фотокамерой, чаще — это iPhone. В отличие от обычной фотографии, айфонография имеет определенные характерные особенности. Суть айфонографии заключается не просто в фотографировании смартфоном, но и обязательной художественной обработке фото с помощью программных средств на самом мобильном устройстве и только на нём.

Но почему всё-таки iPhone? С него началась так называемая мобилография, которая впоследствии переросла в айфонографию. И если сейчас у меня встанет выбор, какой гаджет выбрать, я, безусловно, выберу iPhone. Я просто не вижу смысла менять аппарат, который я досконально знаю или искать новые приложения для обработки фотографий на другой оси. Тем более такого количества приложений для мобилографии как на iOS, на Android найти просто невозможно. Также, стоит учитывать тот факт, что за эти годы я обросла потрясающими знакомствами с удивительными людьми со всего мира, объединенных одной темой, идей и целью. Я говорю об айфонографичных сообществах.

– Как Вы начинали свое становление, как айфонограф? Какие сложности, чему надо учиться, а что приходит с опытом?

– Прежде всего я – самоучка. А это значит, что мне приходилось изучать всё и сразу, опираясь на разные источники и подкрепляя полученные знания практикой и собственным опытом. К слову сказать, с 2012 в Лондонском Колледже была запущена экспериментальная образовательная программа по айфонографии, а на сегодняшний день уже и не перечесть всех специальных курсов, лекций и мастер классов по всему миру. Время от времени и я соглашаюсь прочесть вводные лекции или дать серию мастер-классов по айфонографии, чтобы заинтересованным людям было легче погрузиться в тему. Теперь мобилография – это не просто комьюнити по интересам, а уже четко разграниченная часть фотографического искусства. Хотя, некоторые утверждают, что мобилография не относится к обыкновенному искусству и считается баловством. Скажем так, айфонография – это искусство фотографии, исключающее наличие сложного и весомого оборудования. Все это так обязывает и усложняет процесс , что откровенно говоря, в полном обмундировании я не смогу беззаботно прошляться целый день в поисках хорошего кадра. В то время как разнообразный и разноцелевой спектр обвесов для моего iPhone, заменяющий практически целую домашнюю студию, занимает значительно меньше места (коробка размерами 50х50х50). И это далеко не только объективы и внешний свет. Вот что бесспорно подкупает! А огромный набор приложений для обработки изображений, это, грубо говоря, тот же самый Photoshop, только тут он всегда рядом – своего рода персональная лаборатория в твоем кармане. 

Кстати, как и у многих других айфонографов, у меня дома стоит замечательный пылесборник – в моем случае фотоаппарат Canon D20. Ну а по большому счету, какая разница на что ты снимаешь? Главное – как ты это делаешь и что получается в итоге.

– А можете рассказать о разнообразных «фото-примочках» для iPhone?

– На сегодняшний день аксессуаров и доп.оборудования уже великое множество – свой iPhone можно «протюнинговать» самым необычным способом. Если говорить об объективах, то их можно найти на любой вкус. Начиная от дешевых китайских за 2-3 доллара, заканчивая профессиональными «китами» от самых известных производителей. Например, возьмем очень серьезную итальянскую контору Manfrotto­ – они также производят разнообразные «киты» для фото и видео съемки , а еще у них можно взять отличные штативы для вашего iPhone. Опять же, для объективов предусмотрены специальные grip adapters (чехлы с переходниками), чехлы-зарядки, специальные водонепроницаемые версии для подводной съемки. Его я проверяла не только в море и бассейне, но и зарывалась в снег в снежных пустынях Лапландии, после чего, конечно же, с телефоном все было в порядке. Помимо обычных и более-менее распространенных «примочек», есть и такие интересные, как, portable dolly (это специальная тележка для стабилизации видео), профессиональные микрофоны для записи синхронного качественного звука, синхронная выносная вспышка и дикое количество триподов (штативов) и моноподов. В принципе, если доходить до безумия, то телефон превратится в такой же тяжелый обвешанный фотоаппарат.

– Как Вы обрабатываете свои фотографии? Неужели весь процесс происходит на iPhone?

– Главный принцип айфонографии – фотография должна быть снята и обработана только на телефон/планшет. Кстати, iPad у меня появился только 1.5 года назад, и, надо сказать, это очень облегчает редактуру. До этого я редактировала все исключительно на телефоне. Теперь я даже не представляю, как я умудрялась создавать свои арт-работы только с помощью iPhone – это было действительно «ювелирная работа» и мне кажется, что я даже немного посадила зрение. Кстати, со временем стали появляться лже-мобилографы. Снимки, снятые на проф.фотоаппарат и мастерски обработанные с помощью Photoshop, они закачивали на телефон или планшет, затем применяли пару-тройку фильтров и выдавали свои работы за мобилографию. При этом умудрялись выдвигать их на номинации и специальные мобилографические конкурсы. Но, зачастую, их выявляли по разным техническим аспектам. Были даже прецеденты, когда уже только постфактум их лишали наград, мест и призов.

– Понятно, что пока в России айфонография еще не обросла популярностью. Но если тебя это заинтересовало и ты хочешь начать – куда тебе пойти, к кому обратиться и что делать?

– Чтобы стать iArtist (айфонограф-художником), нужно быть энтузиастом — фото на смартфоны и телефоны сегодня делают многие, но по-настоящему удачных снимков, а уж тем более арт работ, выходит не так много. Кроме этого, необходимо иметь огромную страсть к фотографии, творческий склад ума (неординарное мышление), упорство и желание достичь поставленной цели, которую вы заранее для себя поставите, ну и, конечно же, iPhone!

У каждого свой путь. Единственное – я бы не стала рекомендовать идти в именитые и серьезные сообщества и клубы профессиональных фотографов. Случалось, что я приносила свои распечатанные работы в подобные сообщества и показывала их “мастадонтам” для рецензий и комментариев. Они долго смотрели, демонстративно цокали, курили, думали, чесали голову, а потом, спрашивали, - мол, на что снимаешь? Узнав, что на телефон, они начинали неистово злиться и плеваться, молча уходили или разводили гневные тирады по поводу того, что они тратят свое время на такую пошлость и делитантство. Что скрывать и лукавить, конечно, было немного досадно, поэтому я решила отправиться заграницу и не прогадала. Уже в первый год моего творческого пути мои работы появились на выставках в Америке и Европе. Оказалось, что именно там, а не дома, в России, меня ждал «благодарный зритель». Как-то люди там более гибки, любопытны и открыты всему новому. Возможно, надо учитывать тот факт, что само искусство айфонографии зародилось именно там. А в Москве все наладилось сравнительно недавно и то в галерее, где я являюсь художником-резидентом. Это галерея G8 на Рублевке, где ранее выставлялись только рукописные картины. Я очень благодарна им за веру в меня, потому что они буквально впустили к себе «девочку с телефоном» и поверили в новый вид фотоискусства. Весной 2014 года меня пригласили в Новосибирск, где у меня прошла персональная выставка на которой я представила 13 работ. 

По поводу того, как научиться этому искусству и куда пойти. Меня часто просят провести семинары и мастер-классы или прочитать лекции. Но тут важно понимать грань между ними. Ведь лекции в основном читаются на людей с разной подготовкой. А если брать семинары и мастер-классы, то это уже считается обучением и туда приходят подготовленные люди и те, кто уже «в теме». Сейчас я неспешно готовлюсь к выставке в Москве, которая пройдет или в ноябре 2014, или в марте 2015. Вместе с этим будут проходить мастер-классы и лекции, но пока об этом еще рано.

В конце интервью мы попросили Натали поделиться с нами пятеркой своих самых любимых приложений для редактирования:

– Будучи невероятно любопытным человеком, я всегда пытаюсь быть в курсе всех новинок, и даже не смотря на постоянную нехватку времени. А мои «Top5» могут меняться время от времени, однако, есть такие приложения, к которым я возвращаюсь снова и снова. Вот некоторые из них:


Halftone

Я очень люблю открыточный и постерный стиль. Конечно, существует множество различных приложений для подобной обработки, но одно из самых интересных – Halftone by Juicy Bits.






Snapseed

Это приложение из разряда «Must Have», позволяющее быстро и качественно отредактировать ваши снимки. Простота, удобство, широкий функционал, красивый и лаконичный дизайн. Все продумано до мелочей. Есть подсказки к каждому выбранному эффекту. Помимо них еще есть и онлайн поддержка с обучающими видео.





MonoVu
Я очень люблю ч/б и монохромность. На мой взгляд, простейшее, но в тоже время полезное приложение MonoVu, включает в себя 10 бесплатных и 15 дополнительных фильтров для монохрома.







Textures+

Я очень люблю использовать необычные (самодельные) текстуры в своих работах. Большинство из них я создаю путем блендирования. Но не стоит забывать и о различных приложениях, которые добавляют уже готовые текстуры (фильтры) непосредственно на изображение. Например, приложение Textures+.

Удобно, что можно настроить прозрачность текстур, а также скорректировать яркость, контраст, цветовой тон, насыщенность и т.д. А с помощью инструмента «ластик» можно очистить определенную часть изображения от текстуры (например, я использую для глаз). Стоит обратить внимание на то, что приложение быстрее работает на iPad.


AddLib S, U

Я очень люблю геометрию, а также – «плакатный и постерный» стиль. Простейшее в настройках и использовании приложение АddLib, из разряда приложений «for fun»/«для релакса», незаменимо в создании подобных работ.

комментировать Комментарии 0

Будьте первыми, кто прокомментирует эту статью!

Ваш комментарий
Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.