Чудище обло, стозевно и лаяй
Возможно ли победить противника, которому невозможно причинить вред напрямую? Ответ на этот вопрос определит будущее Apple.
W440x0 02010

Гугловскую мобильную платформу Android сравнивали с Windows ещё до появления первого телефона, который её использует. Из этого сравнения, как правило, делался простой вывод: что бы ни придумали в Apple, рано или поздно компания снова окажется на задворках, только на этот раз не компьютерного, а мобильного рынка.

Когда в Apple разрабатывали Macintosh, о том, что такое графический пользовательский интерфейс, знали только немногочисленные исследователи и специалисты. Хотя тридцать лет назад компьютерный рынок кишел разномастными платформами, первая Mac OS была уникальна. Зато потом маковские окна и меню стали копировать все без исключения — от юниксоидов и до Microsoft.

Первые версии Windows были примитивны и не могли соперничать с Mac OS на равных, но Apple всё равно потащила Microsoft в суд. Компания обвиняла бывшего партнёра в том, что Windows копирует интерфейс и поведение Mac OS. Тяжба тянулась много лет и ни к чему не привела.

Тем временем ситуация на компьютерном рынке изменилась до неузнаваемости. Дорогостоящие "маки" утонули в потоках дешёвых клонов IBM PC, выпускаемых десятками, если не сотнями компаний со всего мира. Подоспевшая вскоре Windows 95 окончательно подкосила компанию. Через пару лет Apple оказалась на пороге гибели, и потребовался Стив Джобс, чтобы её спасти.

Параллели с iPhone очевидны. Мультитач и емкостные экраны, как и графический интерфейс когда-то, изобрели не в Apple. Никто не мешал Google, Nokia, Motorola или одному из азиатских производителей электроники использовать их, но они не додумались до этого. Теперь клонов iPhone — в основном, совершенно неудачных — хоть отбавляй. Самый известный из них делает ещё один бывший партнёр Apple, Google, причём делает по тому самому рецепту, который однажды помог Microsoft стать монополистом на рынке операционных систем.

Google, в отличие от Apple, не производит устройства самостоятельно. Вместо этого он пытается привлечь к своей платформе бесчисленных производителей железа. А это значит, что Apple снова придётся в одиночку соперничать с целым миром.

В Apple прекрасно помнят, чем это кончается. Отношения компании с Google после появления Android быстро переросли в холодную войну, а затем и в открытые столкновения. Последней каплей, которая переполнила чашу терпения Apple, судя по всему, стала поддержка мультитач в Nexus One — мобильном телефоне, который под маркой Google производит фирма HTC.

На этот раз Apple лучше подготовлена к борьбе — компания запатентовала каждую идею и технологию, лежащую в основе iPhone. Первый удар был нанесён по HTC: тайваньских партнёров Google уличили в нарушении множества патентов, описывающих особенности интерфейса и технической реализации iPhone.

Очевидно, что это лишь начало. Хотя сходство с событиями двадцатилетней давности невозможно не заметить, на этот раз всё будет по-другому — история если и повторяется, то не дословно. Сегодняшний Apple совсем не похож на Apple начала девяностых, а Google — вовсе не Microsoft. Он гораздо опаснее и непредсказуемее.

Google — очень странная компания. Её главный и практически единственный источник дохода — реклама в интернете, однако подавляющее большинство проектов, которыми она занимается, никак не связано с рекламой и приносит только убытки. О целях, с которыми они затеяны, можно только догадываться.

Android — один из таких проектов. Он бесплатен и никогда не будет приносить деньги (во всяком случае, напрямую). Доходы Google никак не зависят от того, насколько популярна эта платформа. Если Apple удастся замедлить или даже остановить её распространение, в Google только пожмут плечами и продолжат работу.

Apple — совсем другое дело. Дела компании идут хорошо не в последнюю очередь потому, что айфоны пользуются спросом. Если натиск клонов, использующих бесплатный Android, станет слишком сильным, Apple лишится важного источника доходов и окажется в опасной ситуации.

Что делать с противником, которому невозможно причинить вред напрямую? Придётся найти его слабое место. Чтобы заставить Google беспокоиться, нужно поставить под угрозу его рекламные доходы. Но как?

У Google есть только один заметный конкурент в этой области — Microsoft. Заметный, но не очень серьёзный. В интернете дела Microsoft идут хронически плохо. Не помогли даже безумные суммы, которые компания вложила в разработку и продвижение своего поисковика. Несмотря на это, некоторые аналитики предполагают, что у Apple нет другого выхода — для борьбы с Google придётся мириться с Microsoft.

Эта идея может показаться странной, ведь Apple и Microsoft остаются злейшими конкурентами почти во всех областях. Они разрабатывают конкурирующие операционные системы, конкурирующие браузеры, конкурирующие офисные пакеты, даже конкурирующие плееры и мобильные телефоны. Однако на фоне Google, который представляет собой абсолютно чуждую разрушительную силу, все их различия кажутся несущественными.

Удастся ли им вместе остановить Google? И нужно ли его останавливать? Это любопытные вопросы, но ответы на них в эту колонку, совершенно очевидно, не уместятся. Возможно, когда-нибудь к ним стоит вернуться.

комментировать Комментарии 0

Будьте первыми, кто прокомментирует эту статью!

Ваш комментарий
Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.