Темная сторона цифры
Хотя iPad еще не поступил в продажу, он уже влияет на рынок. К сожалению, его влияние далеко не всегда позитивно.
W440x0 01945

Еще до появления планшета Apple ожидалось, что он повлияет на книжный рынок не меньше, чем iPod — на музыкальный. Скептики могут возразить, что iPad — не первое приспособление для чтения электронных книг, но и iPod не был первым цифровым плеером.

Современные «читалки», как и плееры в начале прошлого десятилетия, никак нельзя назвать массовым гаджетом. На фоне тиражей бумажных книг количество пользователей Kindle, Nook или Sony Reader — это капля в море. Подавляющее большинство читателей никогда не сталкивались с электронными книгами.

Распространение iPad не может не привести к росту популярности цифровых версий книг. С одной стороны, переход на цифру удобен и выгоден для потребителей. С другой стороны, он порождает клубок трудноразрешимых проблем для создателей контента.

Во-первых, цифра упрощает пиратство. Пиратские копии книг встречаются и сейчас, но они не оказывают заметного влияния на книготорговлю. Однако если доля электронных книг на рынке станет выше, то и пиратство куда ощутимее ударит по авторам и издателям.

Во-вторых, цифра неизбежно ведет к обесцениванию контента. Потребители не желают платить за электронную копию ту же цену, которую они платят за материальный носитель. Они ожидают, что цифровой контент будет если не бесплатным, то по крайней мере очень дешевым.

Вдобавок, продажа книг — это единственный источник дохода для писателей и книгоиздателей. Музыканты могут зарабатывать концертами, если пластинки больше не пользуются спросом. Кинопиратство вредит продажам DVD, но кинотеатры по-прежнему приносят прибыль. У книжной индустрии запасных вариантов нет.

В то же время издатели понимают, что переход на цифру неизбежен. Они стараются не торопить его, но не могут позволить себе игнорировать зарождающийся рынок электронного контента. Когда Amazon стал агрессивно продвигать читалку Kindle, они пусть и неохотно, но все же согласились выпускать для нее электронные версии книг.

Как правило, западные книгоиздатели сначала выпускают книгу в твердой обложке. Она продается за 20-25 долларов и окупает расходы на подготовку текста. Через несколько месяцев следует дешевое массовое издание в мягкой обложке. Оно стоит дешевле десяти долларов и позволяет бестселлерам собрать дополнительную прибыль.

Электронные книги для Kindle появляются одновременно с первым изданием и стоят около десяти долларов. Для авторов и издателей это совершенно невыгодно. Сначала книги для Kindle мешают торговать дорогими изданиями в твердой обложке, а затем они оказываются дороже книг в мягкой обложке и подталкивают покупателей к пиратству.

В Apple, похоже, решили воспользоваться недовольством книгоиздателей и предложили им более выгодные условия. Последствия не заставили себя ждать.

Вскоре после презентации iPad крупное издательство Macmillan предложило Amazon ввести гибкие цены на электронные книги: сначала продавать их по 15 долларов, а затем постепенно снижать цену до 6 долларов. Наблюдатели предполагают, что это соответствует договоренностям между Macmillan и Apple.

Реакция Amazon на предложение была быстрой и жестокой: самый большой интернет-магазин в мире на неделю прекратил продажу всех книг Macmillan — и электронных, и бумажных. Очевидно, это означает «нет».

Если борьба за рынок электронных книг с самого начала ведется такими методами, можно вообразить, что будет дальше. Судя по всему, следующие пять лет окажутся для книжной индустрии бурными и не очень приятными.

Хотя тиражировать электронные книги многократно дешевле, чем бумажные, расходы на бумагу — это лишь малая часть цены. Львиная доля прибыли достается не издателям, а продавцам. Остаток должен окупать не только производство, но и содержание, причем бестселлеры оплачивают не только себя, но и те книги, которые провалились в продажах.

Если отказаться от бумаги, труд авторов и редакторов не станет дешевле, но его будет труднее оплатить. Сокращение доходов быстро отразится на качестве выпускаемых книг. Первыми жертвами перемен станут редакторы и авторы книг, рассчитанных не на самую широкую аудиторию. Падающие гонорары вынудят писателей работать быстрее — и вряд ли это пойдет книгам на пользу. Другие авторы перестанут писать и займутся чем-то другим.

Последствия будут катастрофическими не только для издателей, но и для читателей. Удобство электронных читалок и экономия на книгах обернется тем, что читать станет нечего.

iPad, Kindle и другие устройства для чтения, которые последуют за ними, медленно губят современное книгоиздание, но ничего не дают взамен. Хотелось бы верить, что в итоге все будет хорошо, но надежды на это мало. Все будет плохо.

комментировать Комментарии 0

Будьте первыми, кто прокомментирует эту статью!

Ваш комментарий
Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.