Беатрис Фарина, Shazam: «За любым великим бизнесом стоят великие люди»
Сложности подстерегают стартап, основанный на использовании высоких технологий, начиная с первого дня разработки. Шансы на выживание в условиях стремительно меняющейся рыночной ситуации крайне невелики. Shazam это удалось: на данный момент компания уже 10 лет успешно ведет свой бизнес на рынках более чем 200 стран мира и имеет 50 миллионов пользователей сервиса, из которых 10 миллионов используют сервис с помощью iPhone-приложения. В базе сервиса Shazam, позволяющего безошибочно определить музыку, которая играет в данный момент по радио, телевидению или в клубе — 8 миллионов песен, в том числе 500 000 русских треков. Shazam использует собственную технологию распознавания песен, благодаря которой количество передаваемых данных крайне мало, а узнать трек можно, даже если он ускорен или замедлен. Беатрис Фарина (Beatrice Farina), директор Shazam по маркетинговым коммуникациям, делится с читателями Macster простыми секретами выживания в непростой рыночной атмосфере.
W440x0 01700

Talking Heads

Беатрис ФаринаMacster: Как появилась идея такого сервиса, как Shazam? Кому принадлежит авторство самой идеи и технологического решения?

Беатрис Фарина: Концепцию проекта в 2000 году придумал Крис Бартон (Chris Barton).  Он был довольно активным слушателем радиоэфира, и его крайне разочаровывало отсутствие возможности узнать название песни, которая транслируется по радио в тот или иной момент. Крис Бартон проделал большую исследовательскую работу, а также заручился поддержкой имеющего существенный технологический опыт Эвери Ванга (Avery Wang) — вместе они создали Shazam и запустили телефонный сервис в 2002 году.

M.: Вы говорите, что проект был создан в 2002 году. Как это происходило? Какие устройства поддерживались в момент старта сервиса?

Б.Ф.: Сервис в тот момент базировался на коротких сообщениях: для использования сервиса необходимо было позвонить на короткий номер 2580 (четыре кнопки в середине клавиатуры телефона). После этого  система направляла пользователю SMS-сообщение с названием песни, именем исполнителя, а также ссылкой, пройдя по которой, можно было приобрести рингтон.

М.: В какой момент вы расширили сферу влияния до зарубежных рынков? Сложно ли это было? Какие методы продвижения вы использовали?

Б.Ф.: Мы начали работу на зарубежных рынках через 18 месяцев после запуска в Великобритании. Работа проводилась через партнеров, которые могли помочь нам с маркетинговыми услугами на локальных рынках. Самый популярный метод продвижения сервиса на тот момент — это телевизионная реклама на музыкальных каналах. Кроме того, мы использовали и радиовещание.

М.: Сталкивались ли вы с проблемами защиты авторских прав после запуска Shazam? Что вы могли бы посоветовать молодым стартапам и их владельцам в области защиты авторских прав?

Б.Ф.: Нет, мы не сталкивались с подобными проблемами. Поскольку сервис помогает продавать легальные музыкальные продукты, владельцы авторских прав крайне мотивированы работать с нами. До тех пор, пока ваши отношения с бизнес-партнерами выгодны для них — партнеры будут помогать ведению вашего бизнеса. Необходимо помнить, впрочем, что для партнеров обязательно должна быть какая-либо выгода — и об этом стоит подумать заранее.

M.: Пожалуйста, опишите в нескольких словах «формулу успеха» проекта Shazam. Почему сервис стал так популярен — и в чем его отличие от аналогов?

Б.Ф.: Необходимо четко понимать, что для успеха проекта нужно не просто решать какую-либо задачу для пользователей — а делать это лучше других. В случае с Shazam мы соединяем продавцов и покупателей музыки, причем делаем это максимально эффективно. Для того, чтобы определить, что требуется покупателю, нужен один клик, а приобрести желаемое можно еще одним кликом. Музыка — это «эмоциональная» покупка. Люди крайне быстро решают, что музыкальная композиция им нравится, и очень часто купят музыку, если это возможно. Shazam дает пользователю возможность приобрести музыку в момент, когда она понравилась. Это проще, чем услышать песню по радио, потом найти в Интернет сайт, который продает музыку и совершить покупку. Такой метод дольше, чем два клика. Таким образом, Shazam добавляет ценности приобретаемым продуктам, и покупатели мотивированы использовать наш сервис.

M.: Известно, что от старта проекта до начала получения прибыли проходит большой промежуток времени. Некоторые проекты не выживают в этот период, а некоторые разработчики испытывают сложности в разъяснении инвесторам стратегии запуска и продвижения продукта. Как быстро Shazam перешел в фазу прибыльности? Как происходило финансирование проекта на начальной стадии? Что вы можете посоветовать владельцам стартапов, ищущим финансирования?

Б.Ф.: Выход на окупаемость занял у Shazam некоторое время, но бизнесмены, основавшие Shazam, также основали некоторые другие предприятия, которые вышли на прибыльность где-то за год. Причина, по которой Shazam потребовалось время для получения первой прибыли — это рыночные условия, которые были вне контроля компании. К примеру, пользователям потребовалось время, чтобы начать покупать электронные копии музыки, а этому способствовали инициативы Apple и появление магазина iTunes. Когда это произошло, люди стали гораздо более активно использовать сервис. Мы бы рекомендовали начинающим стартаперам ответить на следующие вопросы: может ли их продукт быть полезен пользователю в данный момент, сколько пользователей могли бы использовать продукт, сколько они готовы были бы платить за продукт, какова конкурентная ситуация на рынке в данный момент, зависит ли компания от бизнес-партнеров — и может ли повлиять на этих партнеров? Это ключевые моменты построения нового бизнеса.

М.: Статистика показывает, что количество успешных стартап-проектов крайне невелико, особенно в высоких технологиях. Что бы вы рекомендовали новому проекту для повышения шансов успеха?

Б.Ф.: Всегда считайте, что выход на окупаемость займет дольше, чем вы планируете. Это позволит быть уверенным в том, что расходы на проект могут быть под контролем в течение долгого времени. Мы называем это «денежной взлетной полосой»: лучше быть уверенным в том, что денег хватит надолго.

М.: Можете ли вы в нескольких словах описать, что сейчас представляет из себя Shazam — и какими вы видите цели компании в ближайшие три года?

Б.Ф.: Shazam — это прибыльная компания, которая сейчас ведет деятельность более чем в 200 странах и имеет около 50 миллионов пользователей собственного сервиса. Наша цель — вырасти еще больше. В мире насчитывается более 4 миллиардов мобильных телефонов, соответственно, количество наших пользователей составляет всего чуть более 1% от наших потенциальных возможностей — так что есть еще 99% рынка, которые необходимо завоевывать. Работы еще очень много.

М.: Каким, по вашему мнению, станет технологический прогресс 2010-2020 года? Как будут выглядеть компьютеры и мобильные телефоны — и будут ли они вообще существовать?

Б.Ф.: Пользователи будут создавать библиотеки контента и приложений. Такие библиотеки будут синхронизироваться со всеми устройствами, соответственно, все данные будут доступны и когда пользователь будет дома, и во время поездки на машине, и в офисе. Некоторые пользователи будут носить с собой единое портативное устройство, другие же будут синхронизировать свои данные с помощью «облачных» технологий.

М.: Напоследок — несколько слов напутствия нашим читателям и молодым стартапам.

Б.Ф.: Shazam набрал популярность, потому что мы привлекли к работе над проектом замечательных людей, искренне сопереживающих компании и способных работать в условиях ограниченных ресурсов. Мы рекомендуем начинающим бизнесменам встречаться с как можно большим количеством людей и определять среди них тех, кого хотелось бы видеть в качестве сотрудников — даже если это произойдет не в данный момент, а через год-два, когда компания вырастет и команду потребуется расширить. Мы уверены, что за любым великим бизнесом стоят великие люди.

комментировать Комментарии 0

Будьте первыми, кто прокомментирует эту статью!

Ваш комментарий
Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.