Дурные привычки
В наших компьютерах глубоко укоренились недостатки, которые мы привыкли не замечать. Возможно ли избавиться от них?
W440x0 01332

Нам кажется, что мы точно знаем, что такое персональный компьютер — с точностью до мельчайших деталей. Более того, наше представление о них совершенно не зависит от используемого железа, архитектуры процессора или операционной системы.

И у мощнейшего Mac Pro с пятизначным ценником, и у старенького офисного компьютера, на котором до сих пор стоит Windows 2000, есть дисплей, клавиатура и мышь, есть накопитель, на котором хранятся файлы, есть графическая среда с окнами и меню. Отличия тоже, конечно, имеются, но не такие уж существенные.

Трудно даже вообразить современный компьютер, заметно отличающийся от этого образца. И неудивительно: застой продолжается уже лет пятнадцать. С середины девяностых годов меняются только сложность процессоров и объёмы памяти, а основные идеи остаются теми же.

Мы так привыкли к сложившемуся в этой области порядку вещей, что он представляется нам естественным и неизбежным. На самом деле, это не так. Если внимательно присмотреться, нетрудно заметить в нем множество нелепых недостатков и атавизмов.

Даже у тех функций, которые, кажется, существовали всегда, есть своя история. Каждую из них кто-то придумал тридцать или сорок лет назад, чтобы решить определенную проблему с помощью доступных тогда технологий.

Некоторые особенности персональных компьютеров связаны исключительно с ограничениями и недостатками старых вычислительных машин. Закон Мура давно лишил их смысла, и только привычка мешает нам это заметить.

Вот простейший, но зато наглядный пример, который в отличие от большинства других компьютерных атавизмов бросается в глаза: кнопка «Сохранить» в приложениях. На ней до сих пор, как правило, рисуют трехдюймовые дискеты, которые давно вышли из употребления.

Абсурдность этой традиции очевидна. Скоро, наверное, новым пользователям придется объяснять, что такое дискета, потому что сейчас такие пластиковые прямоугольники встречаются лишь немногим чаще восковых валиков для фонографа Эдисона. Apple перестал выпускать компьютеры с флоппи-дисководом одиннадцать лет назад.

Впрочем, под кнопкой «Сохранить» скрывается и другой рудимент тех времен, когда памяти было мало, тактовая частота измерялась мегагерцами, а килобайты ценились дороже, чем сегодняшние гигабайты. Вреда от него куда больше, чем от безобидной иконки.

Вы когда-нибудь задумывались, почему файлы приходится сохранять вручную? Нет, скорее всего. А ведь это действие совершенно не вписывается в канцелярскую метафору с «рабочим столом», «папками» и «корзиной», лежащую в самой основе графического пользовательского интерфейса.

Информацию, содержащуюся в настоящих бумажных документах, не нужно «сохранять». Она никуда не улетучивается, если о ней забыть. Необходимость вручную записывать файлы на диск противоестественна и не сразу очевидна новичкам.

Если бы метафора была соблюдена, то электронные документы тоже не приходилось бы сохранять вручную. Любые внесённые в них изменения записывались бы на диск автоматически. Представьте, сколько файлов, потерянных из-за забывчивости или компьютерных сбоев, оказалось бы спасено.

Откуда же взялась кнопка «Сохранить»? Всё очень просто: четверть века назад накопители были настолько медленными, что даже на запись небольшого текстового файла уходило несколько секунд. Обращение к диску было вовсе не той операцией, которую компьютер мог провернуть незаметно для пользователя.

Эта проблема давно решена, но операция сохранения никуда не делась. Люди приспособились к ней, несмотря на все неудобства. Теперь избавиться от кнопки «Сохранить» и сделать всё по уму будет сложно — большинство воспримет настолько радикальные перемены в штыки.

Другая привычная команда, которая имеется в каждом приложении, хотя необходимость в ней почти исчезла — это «Выйти». Самостоятельно включать и выключать приложения имело смысл, когда каждый мегабайт был наперечет. Теперь это не так.

В большинстве случаев современные операционные системы способны эффективно управлять памятью и без вмешательства человека. Запущенная, но временно не используемая программа при необходимости автоматически выдворяется в файл подкачки и не тратит ресурсы компьютера.

Apple — это едва ли не единственная компьютерная компания, которая борется с техноокаменелостями. Она делает это очень осторожно, чтобы не спугнуть пользователей, но, наверное, только так и можно.

Традиционную файловую систему, ограничения которой становятся все заметнее, Apple постепенно подменяет в своих программах плоскими библиотеками файлов, держащимися не на жесткой иерархии каталогов, а на богатых метаданных и поиске.

Mac OS X подталкивает пользователя к тому, чтобы он не выключал приложения без лишней надобности. Выключить их возможно, но это требует больше усилий, чем, к примеру, в Windows. Чтобы закрыть приложение, нужно либо открыть меню, либо нажать соответствующее сочетание клавиш.

Еще активнее этот подход продвигается в iPhone, где между переключением и выключением приложений просто нет разницы. В существующих версиях мобильной OS X большинство приложений выключаются, когда пропадают с экрана, но это лишь особенность реализации, никак не отражающаяся в интерфейсе (и которая, хочется верить, в будущем исчезнет).

Список недостатков, которые сохраняются в наших компьютерах только потому, что мы к ним привыкли, можно продолжать ещё долго. Чтобы полностью раскрыть эту тему, короткой «макстерской» колонки не хватит, но в интернете можно найти более подробные статьи об интерфейсных архаизмах.

комментировать Комментарии 0

Будьте первыми, кто прокомментирует эту статью!

Ваш комментарий
Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.