Второе паломничество Стива Джобса
Мы до сих пор пользуемся плодами исторического похода Стива Джобса в Xerox PARC. Не пора ли Apple опять отправить экспедицию в исследовательские лаборатории за новыми идеями?
W440x0 01129

Одно из самых важных событий в истории персональных компьютеров произошло почти ровно тридцать лет назад. В декабре 1979 года Стив Джобс увидел прототип компьютера с графическим пользовательским интерфейсом в исследовательской лаборатории Xerox. Это, в конечном итоге, привело к появлению Mac OS, а затем и Windows.

Кое-кто утверждает, что Apple похитил идею «макинтоша». Это, конечно, миф. Во-первых, экскурсия по лаборатории досталась Джобсу совсем не даром. Он заплатил за нее Xerox миллион долларов (заметьте, что миллион долларов тридцать лет назад был куда весомее, чем теперь).

Во-вторых, интерфейс Smalltalk, который демонстрировали в Xerox, значительно отличался от интерфейса первой Mac OS. В Apple не просто копировали чужую разработку, а изобретали собственную версию GUI — и как раз она до сих пор используется в Windows, Mac OS X, Gnome и KDE.

firstgui
Окна и меню в операционной системе Apple не сразу приобрели привычный теперь вид. Рабочие версии выглядели совсем иначе.

Если бы не поход Джобса за новыми идеями, история могла сложиться совсем иначе. Руководство самого Xerox не заинтересовал интерфейс с окнами, иконками и меню. Вполне возможно, что без вмешательства Apple эта технология никогда не покинула бы стен лаборатории.

Стоит задуматься об этом, и немедленно возникает другой вопрос: а что придумывают специалисты по интерфейсам сейчас? Не пропускаем ли мы что-то важное? И не пора ли Джобсу повторить ту экскурсию? Тридцать лет прошло, нельзя так долго сидеть на одном месте. Мышки и окна — вовсе не венец интерфейсной мысли. Наверняка кто-нибудь придумал что-то получше.

Проблемы окноводства

На днях Apple выпустил iMac с гигантским 27-дюймовым дисплеем, который имеет разрешение 2560 на 1440 пикселей. Трудно даже представить, что всего десять лет назад большинство пользователей работали на дисплеях с разрешением 800 на 600 пикселей или даже меньше.

С одной стороны, большой экран — это здорово, потому что на нем можно одновременно видеть несколько окон целиком. Считается, что в результате это повышает продуктивность труда. С другой стороны, управлять множеством окон гораздо труднее, чем одним. Интерфейс-то остался тем же, что и в старые «однооконные» времена.

Не может ли операционная система сама заботиться о размещении окон по большому экрану? Робкие шаги в этом направлении делают разработчики так называемых тайловых оконных менеджеров, таких как xmonad, Ratpoison или Ion.

guiВ обычном оконном интерфейсе окна могут частично или полностью загораживать друг друга. В тайловых менеджерах этого никогда не происходит. Весь экран делится на несколько зон разной величины, и приложения подобно мозаике автоматически заполняют их, не пересекаясь между собой.

Пользователь может двигать границы зон и переставлять приложения между ними, но избавлен от необходимости вручную подгонять размер и расположение окон.

К сожалению, ни одного работоспособного тайлового менеджера для Mac OS X пока нет (умельцам удавалось скомпилировать и запустить xmonad как приложение X Window под OS X, но толку от этого мало). Правда, существует утилита SizeUp, но это слабая тень настоящих тайловых менеджеров.

Кроме того, даже лучшие современные реализации тайлов не годятся для неподготовленных пользователей. Их трудно освоить, и они плохо сочетаются с некоторыми популярными программами. Впрочем, на первых порах всегда так бывает. Если за эту идею возьмутся в Apple, то непременно найдут способ сделать её доступнее для масс.

Связь с реальностью

На прошлой неделе закончилась конференция ISMAR 2009, на которой обсуждались последние достижения в области дополненной реальности — технологии, позволяющей на лету совмещать компьютерную информацию с объектами в реальном мире (подробное объяснение в эту колонку никак не уместится, поэтому интересующихся отправляю к этой статье).

Дополненную реальность (augmented reality или AR) придумали больше пятнадцати лет назад, но до недавних пор она оставалась малоизвестна. Дело в том, что далеко не на всяком устройстве возможно запустить AR-приложение. Необходим мощный процессор, камера, большой экран, GPS, компас и акселерометр. Полный набор датчиков есть лишь у iPhone 3GS и некоторых телефонов с Google Android.

Для мобильных устройств дополненная реальность может стать таким же прорывом, каким когда-то оказались окна и мышь для обычных персоналок. Эта технология позволяет использовать их совершенно новым способом, который не подходит для стационарных компьютеров.

Информация в дополненной реальности тесно связана с объектами в реальном мире. Чтобы обеспечить такую связь, AR-устройство, в отличие от обычного компьютера, должно иметь представление о том, что происходит вокруг него (отсюда и потребность в акселерометре, камере и куче других датчиков).

Результат, как правило, выглядит очень зрелищно, но суть вовсе не во внешних эффектах (к ним мы быстро привыкнем). Куда важнее, что теперь приложения могут самостоятельно адаптироваться к тому, что происходит в реальном мире, не дожидаясь от пользователя явной команды.

Вряд ли кто-то в полной мере представляет, какие возможности это открывает. Впрочем, разработчики из лаборатории Xerox в 1979 году тоже не знали, что их идеи в итоге приведут к появлению Photoshop или Final Cut. Это не помешало Apple разглядеть потенциал новой и непроверенной технологии тогда, не помешает и теперь.

arЛетом были открыты все API мобильной OS X, которые необходимы для реализации дополненной реальности на iPhone, и первые AR-приложения уже появились в App Store.

Графический пользовательский интерфейс верно служил нам четверть века, но пришла пора двигаться вперёд. Ждать, что первый шаг сделает кто-то другой, нет смысла. Microsoft, как всегда, черпает вдохновение в Mac OS пятилетней давности. Что касается Linux, то пользовательские интерфейсы никогда не были его сильной стороной. Вся надежда на Apple.

комментировать Комментарии 0

Будьте первыми, кто прокомментирует эту статью!

Ваш комментарий
Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.